Негативный опыт заказчиков в SEO-продвижении их сайтов — не редкость, и причин неудач много. Однако, не все они вызваны «провалами» оптимизаторов. В большой доле случаев неуспех продвижения связан с поведением и реакцией клиентов. Нельзя воспринимать SEO, как волшебный ключ, который мгновенно открывает двери к росту прибыли и успеху — а самому заказчику ничего для этого делать не нужно. Продвижение сайта — совместный труд профессионального оптимизатора (с него ответственность никто не снимает) и владельца сайта.
Рассмотрим, из-за каких промахов заказчика происходят SEO-неудачи и приведем самые яркие примеры неверного отношения клиентов к проекту.
Клиент не внедряет рекомендации и не реализует правки
Самая обидная и болезненная причина неудачи для добросовестного сделавшего работу оптимизатора — нежелание клиента следовать полученным рекомендациям. В SEO, в особенности на первичном этапе, много технической составляющей. Нужно:
- менять CMS-платформу, если «движок» сайта не справляется или не подходит для решения поставленных задач;
- убирать программные ошибки на страницах;
- добавлять или корректировать контент, структуру, метаданные;
- менять некачественный хостинг, из-за которого страницы загружаются медленно и «вылетают» из поискового индекса;
- улучшать юзабилити.
Все это, если нет других договоренностей, должна выполнять сторона заказчика — SEO-специалисты не имеют таких полномочий, возможности и доступов. Казалось бы, клиент больше всех заинтересован в скорейшей реализации правок — после этого его сайт начнет подниматься в выдаче. Однако, на практике штатные программисты оказываются вечно заняты, клиент не готов предоставить доступ внешним специалистам для доработки и не хочет ничего менять в контенте, даже если он совершенно не оптимизирован под семантику продвижения.
Из-за непонимания ситуации, безразличия, а иногда просто лени и упрямства тщательно разработанная стратегия и тактика внутренней оптимизации не срабатывает. А виноват оказывается SEO-специалист. Выход из ситуации — договоренность «на берегу», с занесением пунктов о взаимодействии в договор и разъяснение заказчику его роли в продвижении. Жалеть на это времени нельзя: SEO постоянно усложняется, и понимают ситуацию только клиенты, имеющие опыт в продвижении, а таких меньшинство. Остальные не осознают, почему должны трудиться, и саботируют рекомендации.
Заказчик недостаточно заинтересован в развитии компании, опережении конкурентов и успешности SEO-проекта
Стереотипный «плохой клиент» — человек, который постоянно вмешивается в работу специалиста и требует все поменять. Однако, на практике гораздо больше вреда приносят заказчики, дистанцирующиеся от рабочего процесса. Безразличие к формированию УТП, развитию проекта и сайта, конкурентоспособности очень опасно.
SEO — это непрерывный процесс, в котором важна регулярная реакция на аналитические данные, борьба с конкурентами, обновление товарных линеек, контента, добавление новых страниц на сайт. Если заказчик не хочет развиваться и оперативно реагировать на ситуацию, об эффективном продвижении говорить нельзя. Распространенные примеры неудачи в SEO не по вине оптимизатора:
- представители заказчика не хотят обновлять сайт или делать что-то еще, потому что все действия нужно согласовывать с центральным офисом — а им некогда или лень это делать;
- заказчик декларирует, что будет писать/проверять узкоспециализированный контент сам, но не выполняет обещанного, срывает сроки, не учитывает семантику продвижения или запрещает вносить правки, улучшающие качество текстов;
- владельцы сайта не хотят тратить деньги на увеличение посадочных страниц, улучшение качества товарных карточек и расширение ассортимента (чтобы охватить новые сегменты рынка) — в результате их опережают конкуренты;
- заказчик считает, что он должен только заплатить SEO-специалисту, а остальное не его забота — без заинтересованности клиента в развитии самый профессиональный оптимизатор ничего не сможет сделать.
Решение все то же — фиксация ответственности сторон в договоре и разъяснение заказчику важности его участия в процессе.
Клиент необоснованно вмешивается в стратегию продвижения и ход оптимизации
Слишком активное участие заказчика в процессе продвижения тоже вредит. Это актуально для всех сфер, не только SEO. Сколько исполнителей жалуется на клиентов, которые вмешиваются в каждый шаг, не имея опыта и компетенций, рассказывают, как и что нужно делать, изменяют решения профессионалов, а затем пеняют им за отсутствие результатов.
Ситуацию ухудшает обилие разнородной и запутанной информации в сети, громкие обещания рекламы — моментальный рост продаж и трафика, взлет в топ «Яндекса». Они приводят к необоснованным, завышенным ожиданиям о скорости и эффективности SEO. Они не оправдываются (что естественно), и клиент решает, что оптимизаторы некомпетентны, и он вынужден делать все сам.
Наиболее распространенные ошибки заказчика, вмешивающегося в продвижение:
- несогласованные с SEO исправления на сайте — они могут перечеркнуть многодневный труд оптимизатора, и он уже не докажет, что делал все правильно;
- ожидание быстрого выхода в топ по высокочастотному запросу (почему через два дня продвижения мы не на первой странице по фразе «металлические двери») — конкуренция по популярным ключам огромна, оптимизатору приходится работать по нескольким направлениям одновременно, и результата сразу ждать нельзя;
- постановка некорректных целей и/или их смена в ходе продвижения — инструменты SEO зависят от задачи, и начинают приносить плоды не сразу, поэтому «менять коней на переправе» не рекомендуется;
- чрезмерная уверенность в своем понимании SEO (из-за недостатка опыта), «продавливание» неподходящих методик.
Решит проблему составление подробной стратегии с графиком и тактическим планом. Заказчик, соглашаясь с ней, добровольно ограничивает степень своего вмешательства в проект, что, в конечном итоге, идет на пользу сайту. Это возможно лишь при высоком уровне доверия сторон друг к другу, а добиться его можно только прозрачной, понятной схемой работы и налаженной коммуникацией.